Форум » Помогите советом » Помогите, пожалуйста, с задачей » Ответить

Помогите, пожалуйста, с задачей

Галка: Добрый день всем! Помогите, пожалуйста, с решением одной задачки. У меня уже есть предполагаемый вариант ответа, но я сомневаюсь, что он правильный. Если не затруднит, то выскажите Ваше мнение о моем решении. Подросток Р. 14 лет, обвиняется в краже. У матери был вторым ребенком. При родах было осложнение, отрицательно сказавшееся на развитии центральной нервной системы. Говорить начал в возрасте 3 лет 6 мес, фразовая речь — с 5 лет. С учебой в школе справлялся плохо, его представляли медико-педагогической комиссии, но та не нашла признаков олигофрении. На уроках быстро уставал, начинал капризничать, шалить. Его часто наказывали за плохое поведение. После того как в возрасте 12 лет контакт с учителями был оконча¬тельно потерян, начал пропускать занятия, держался на уроках вызывающе, согласно характеристике, в школе «играл роль шута». Его уличные друзья, с которыми проводил все больше времени, также считали его глупым, часто насмехались над ним, использовали наив¬ность Р. в своих целях. В компании подростков старше себя по воз¬расту Р. начал совершать кражи. После очередной попытки обокрасть квартиру их задержали и привлекли к уголовной ответственности. Какие личностные качества подростка подлежат исследованию судебно-психологической экспертизой? Сформулируйте вопросы к эксперту. В данном примере необходимо исследовать такие личностные качества подростка, как: •уровень интеллектуального развития; •отсталости умственного развития; •выявление субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела; •склонность несовершеннолетнего к повышенной внушаемости; •дополнительно можно уточнить, имеются ли в структуре личности подэкспертного свойства, оказавшие существенное влияние на особенности его поведения в ситуации деликта и на особенности его показаний (например, агрессивность). Для оценки способности осознавать значение совершаемых действий и руководить ими рекомендуются следующие типовые вопросы: 1.Страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием? 2.Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий? 3.Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Ответов - 8

Admin: Что касается личностных качеств, то мыслите в правильном направлении. Здесь очень важно еще экспертное изучение и таких личностных особенностей, как особенности эмоционально-волевой сферы, мотивации, системы ценностных ориентаций. В данном случае условия воспитания и развития оказали на них сильное воздействие. А вот вопросы не годятся, если назначается судебно-психологическая экспертиза. Ваши вопросы - это для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Первый вопрос - это компетенция психиатра, а не психолога. А на второй и третий психолог может дать только частично ответ. Хотя по фабуле задачи необходимость выяснения наличия или отсутствия психических расстройств у несовершеннолетнего обвиняемого для решения экспертных вопросов определяет предпочтительность назначения именно комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Но в задаче стоит задание сформулировать вопросы для психологической экспертизы. Правильно они должны быть в этом случае сформулированы следующим образом: 1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии и, если имеются, в чем конкретно они выражаются? 2. Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий? 3. Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Галка: Спасибо большое!

rizhik: помогите пожалуйста!!!! При расследовании обстоятельств нападения на потерпевшего он описал приметы преступника: Внушительно и очень мужественно на лице выдаются мускулы. Голова на мощной атлетической шее, чем то напоминает героя - полицейского из американских боевиков. Ширина лба такая, как и челюсти, черные глаза, тонкие губы. Крутые бицепсы и мощные кулаки... Когда ему представили картотеку фотографий, он узнал преступника в молодом человеке среднего телосложения, с открытым взглядом и веселым выражением лица. Раскройте психологический механизм добросовестного заблуждения потерпевшего?


rizhik: помогите пожалуйста!!!! При расследовании обстоятельств нападения на потерпевшего он описал приметы преступника: Внушительно и очень мужественно на лице выдаются мускулы. Голова на мощной атлетической шее, чем то напоминает героя - полицейского из американских боевиков. Ширина лба такая, как и челюсти, черные глаза, тонкие губы. Крутые бицепсы и мощные кулаки... Когда ему представили картотеку фотографий, он узнал преступника в молодом человеке среднего телосложения, с открытым взглядом и веселым выражением лица. Раскройте психологический механизм добросовестного заблуждения потерпевшего?

Admin: Здесь на формирование искаженных показаний влияют два взаимосвязанных фактора. Во-первых, потерпевший в момент совершения в отношении него противоправных действий находится под воздействием сильных отрицательных эмоций и восприятие действий и внешнего облика преступника у него гипертрофируются: преступник кажется более крупным, более сильным физически, более агрессивным и т.д. А с другой стороны - воздействие стереотипов. Существующие у нас стереотипы восприятия (в данном случае стереотип преступника) искажают наши восприятия. В данном случае эти два фактора во взаимодействии и дали такой результат. В моей практике таких случаев было очень много...

rizhik: огромное вам спасибо!!!!!

Мила: Помогите и мне пожалуйста)) Несовершеннолетняя С., 12 лет. Воспитывалась в неблагополучной семье (отец злоупотреблял спиртными напитками, мать не обращала на воспитание детей должного внимания). Девочка росла замкнутой, мало играла со сверстницами, по характеру была упрямой, настороженной. В школе училась неохотно, учебный материал усваивала с трудом. Отставание психосоциального развития сочеталось с акселерацией физического развития. Вторичные половые признаки были выражены сильнее, чем это свойственно 12-летним девочкам. Однажды подростки, проживающие по соседству, позвали ее играть и сказали, что (по правилам игры) она должна раздеться и лечь с одним из них в кровать. Девочки-подростки, находившиеся тут же, подтвердили, что такая игра есть. С. поверила им и вступила с одним из подростков в половое сношение, но, почувствовав боль, «обиделась и убежала». Определите способность потерпевшей понимать значение совершаемых с ней действий. Сформулируйте вопросы эксперту. Моё решение: Должна быть применена судебно-психологическая экспертиза по вопросу способности потерпевшей от изнасилования понимать значение совершаемых с ней действий. Потерпевшая в силу своего малолетнего возраста (12 лет) и отставания в психосоциальном развитии не могла понимать значение совершаемых с ней действий Способность понимать характер и значение совершаемых действий означает достижение потерпевшей такого уровня психического развития, который позволяет ей на основе своих знаний и опыта своевременно и правильно раскрыть истинные намерения преступника, оценить криминальность ситуации, понять нравственно-этическую сущность происходящего и его возможных последствий.. Осознание человеком значения ситуации состоит в правильном отражении ее внутреннего объективного содержания, в понимании планов и намерений людей, с которыми приходится взаимодействовать, в соотнесении требований ситуации с собственными планами и намерениями, что внешне выражается в организованном целенаправленном поведении, соответствующем требованиям ситуации. Правильно предвидеть возможные последствия своего поведения человек в состоянии, если он достаточно глубоко осознает содержание сложившейся ситуации. На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы: 1.Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий? 2.Могла ли С. полностью сознавать значение сложившейся ситуации, предвидеть возможные последствия своего поведения? 3.Имеются ли у С. признаки умственной отсталости, не связанной с психическими заболеваниями, и, если имеются, в чем конкретно они выражаются? Правильное решение? если нет в чём я ошибаюсь??

Admin: Не совсем. Способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий определяется как совокупность психологических особенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных последствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющаяся в конкретной ситуации конфликтного взаимодействия с посягателем (по М.М. Коченову). Основной вопрос, выносимый на СПЭ: Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление? Можно разбить на два: 1. Имеются ли у потерпевшей индивидуально-психологические особенности (не связанное с психическим заболеванием отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации? 2. Учитывая индивидуально-психологические особенности потерпевшей и содержание исследуемой ситуации, была ли потерпевшая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?



полная версия страницы