Форум » Обмен опытом » Психологические теории криминализации личности » Ответить

Психологические теории криминализации личности

Vladislava: Единой точки зрения по поводу от куда появилось преступность и от чего личность действует не правомерно , нет. Однако существует несколько теорий криминализации личности. Теории преступности касаются причин и последствий преступного поведения, подверженного изменениям от места и времени, под влиянием известных ценностных представлений. До сих пор не создано никакой достаточно полной и всеохватывающей теории преступного поведения. 1. Уголовно-социологические теории:  Теория социальной дезорганизации. Ученые (социологи) Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. Основные положения этой теории заключались в следующем: - наиболее высокая делинквентность приходится на центральную часть города (торговые и промышленная часть города); - по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, но исключением считались бедные районы, перенаселенные, где население составляют преимущественно эмигранты - мелкие преступления против собственности могут концентрироваться вблизи места жительства преступников, тогда как более серьезные имущественные преступления совершаются на некотором отдалении от него. Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии)  Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Полезность заключается: - во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. - во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.  Теории субкультуры. В теориях субкультуры Альберта Коэна и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм. - У делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). - Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. - молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине; -в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.  теории конфликта. Торстеном Селлином. Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности. - они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников ...; -много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими; -очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр.) 2. Социально-психологические теории преступности: Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив и группа свободного времени.  Теория обучения. Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта “предрасположенность” позволяет усваивать любые мыслимые формы поведения - как социально приемлемые так и девиантные, делинквентные и преступные.  Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Теория включает в себя несколько основных постулатов: - Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения - Человек становится преступником, когда усваиваемые им определения, благоприятствующие преступности, перевешивают в его сознании образцы законопослушного поведения; -. Усвоение преступного поведения не ограничено только процессом имитации, подражания.  Теории контроля. Альбертом Рейссом (1951), Ф.Айвеном Наем (1958) и Мартином Гоулдом была рассмотрена такая теория по которой: - социально конформному поведению надо обучаться. - Для изучения такого поведения и его усвоения решающее значение имеют формальный и неформальный контроль, а также контроль внешний и самоконтроль. - Развития в себе самоконтроля и внешнего контроля выполняет в этом обществе не только функцию устрашения, но и функцию формирования ценностей  Теория устойчивости. Ее основоположник Уолтер Реклес задался вопросом: ”Почему живущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем?” По его мнению ответ заключается в следующем - социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков: - Самовоспитание - Целеустремленность выражается в личном желании добиться своей цели - Самоконтроль - Стойкость - это свойство человека, позволяющее ему не предаваться гневу или отчаянию безнадежности - Характерным признаком внутренней устойчивости человека является идентификация с нормами права. Отношение правонарушителей к закону характеризуется его отрицанием, враждебностью к правоохранительным органам и праву.  Теория социальных связей. Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности и преступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека с обществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальные правонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимых для него связей с родственниками, друзьями, коллегами и т.д.  Теория интеракции (теория стигматизации). Эта теория занимается не только изучением лиц, официально квалифицированных как преступники, но и проявляет интерес к процессам, в ходе которых люди определяются как преступники.  Теории - стигматизации (клеймения). По мнению ее автора Лемерта, именно социальный контроль и порождает девиантность, которую он, в свою очередь делит на две категории: первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация происходит тогда, когда индивид начинает входить в предписанную ему социальную роль. Вторичная девиация начинается с момента социальной реакции на девиантное поведение. Эти реакции общества на факт девиации приводят к тому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. Создается негативное представление о самом себе.

Ответов - 0



полная версия страницы